Современный спиритуализм
Современный спиритуализм зародился 31 марта 1848 года в штате Нью-Йорк, в маленьком тихом городке Гайд- свилль. Что же случилось тем мартовским вечером, изменив отношение людей к миру духов?
Спиритуализм как движение берет свое начало в доме Маргарет и Джона Фоксов, въехавших туда в декабре 1847 года. У Фоксов было три дочери и сын Дэвид (он жил на собственной ферме). Тем вечером их старшей дочери, Леи, позже ставшей известным медиумом, не было дома. С родителями находились Мэгги и Кэти — две другие дочери. События, вследствие которых и появился спиритуализм, подробно описаны в книге Мэри Кэдуолладер «История Гайдсвилля».
На протяжении долгого времени своего пребывания в этом доме члены семьи слышали звуки, происхождение которых не могли объяснить. В январе 1848 года то в спальне, то в подвале иногда раздавался стук. Зачастую из-за него даже сотрясался весь дом. В феврале стук стал настолько отчетливым и продолжительным, что вечерами членам семьи почти не удавалось отдохнуть. Они, конечно, пытались отыскать причину стука, но выяснили лишь то, что звук
образуется где-то в доме. Происходили и другие события: Кэти утверждала, что ее лица касалась холодная рука; или как-то вечером на кровати, словно собака, устроилась некая незримая сила; или кто-кто стаскивал покрывало с кровати.
В пятницу 31 марта 1848 года члены семьи, утомленные бессонными ночами и бесчисленными попытками понять, что же является причиной этих неприятностей, рано легли спать. Они сдвинули все кровати в одну комнату, но как только попытались заснуть, где-то снова раздался стук. Девочек этот шум больше интересовал, чем тревожил, и они болтали между собой, несмотря на то, что мать просила их вести себя тихо. Стук не прекращался, и младшая, Кэти, села в кровати и сказала: «Ну-ка, мистер Сплитфут, повторяйте за мной»! Затем она сделала несколько бесшумных жестов. Эффект был незамедлительным: невидимый возмутитель спокойствия тут же простучал соответствующее количество раз, чтобы показать, что он увидел ее телодвижения. Довольная этой новой игрой, Кэти воскликнула: «Мама, ты только посмотри! Он так же хорошо видит нас, как и слышит»! Стало понятно, что тот, кто стучал, пытался общаться.
Тогда к нему обратилась миссис Фокс, она попросила его досчитать до десяти. В ответ раздалось десять ударов. Затем она попросила сказать, сколько лет Мэгги и Кэти. И снова верное количество ударов, соответствующее возрасту каждой девочки; это существо, несомненно, обладало также и разумом.
Миссис Фокс продолжала задавать вопросы, и каждый раз в ответ раздавалось соответствующее количество ударов. Наконец она спросила: «Вы мужчина?», но не получила ответа. Когда же она спросила: «Вы дух?», раздался ряд сильных ударов.
При последующем общении выяснилось, что это был дух коммивояжера Чарльза Росна, которого убили предыдущие жители дома Фоксов. Много лет спустя, в стене подвала, именно там, куда указал семье дух Росиы, нашли его скелет.
Как и следовало того ожидать, как только правда вышла наружу, в доме Фоксов стали собираться любопытствующие.
Юные, впечатлительные сестры Фокс были потрясены нахлынувшей на них известностью, а дух, казалось, желал общаться, только когда они были рядом. Чтобы избавить девочек от этого внимания, их отправляли жить в другие места, но дух следовал за ними, куда бы они ни уехали. Когда же наконец кто-то додумался спросить, в чем же дело, открылось следующее послание:
«Дорогие друзья, вы должны объявить миру истину. Это рассвет новой эры, не пытайтесь больше это утаить. Выполните свой долг, и Бог защитит вас, а добрые духи станут охранять вас» (Фодор, 1934).
Таким образом, этим посланием было положено начало спиритуализму, новому спиритуалистическому движению.
Девочки стали появляться на общественных демонстрациях. Там, перед живой аудиторией они общались с обитателями мира духов. Это явление привлекало все больше внимания, все большее количество людей интересовалось своим собственным развитием в общении с духами, что привело к появлению в Соединенных Штатах большого количества медиумов. Домашние собрания и спиритические сеансы стали очень популярными. Даже первая леди США Мэри Тодд Линкольн проводила такие сеансы в Белом доме, и ее муж, президент Авраам Линкольн, был в числе присутствующих.
Однако у этого откровения была и другая сторона: ни одна из сестер Фокс не понимала, что делать с этой известностью и ответственностью передачи сообщений духов жаждущему зрелищ народу. Девочки вышли замуж, но их личной жизни досаждало требовательное общество. Мэгги выступила с публичной лекцией в Нью-Йорке. Она осудила спиритуализм и заявила, что сама была причиной знаменитого стука, продемонстрировав это толпе. Сестра Кэти поддержала ее, и вместе они раскрыли то, как обманывали публику.
Однако это признание не смогло подавить растущую популярность движения, и год спустя Мэгги отказалась от своих заявлений, объяснив это тем, что она испытывала финансовые затруднения и, в отчаянии, решилась заработать на той лекции. Известный американский издатель, доктор Исаак Фанк, однажды так сказал о Мэгги: «За пять долларов она от матери откажется и поклянется, в чем угодно» (Фо- дор, 1934).
Ирония любви и ненависти к спиритуалистическому дару особенно наглядно проявилась в конце жизни Мэгги, в 1905 году. В то время к Мэгги приходила врач Меллен, которая до самой ее смерти ухаживала за ней в ее крошечной, грязной комнатке, в которой не было ни стенных шкафов, ни места, куда можно было бы спрятаться. Мэгги не могла пошевелить ни руками, ни ногами, но когда она задавала вопросы своим духам-наставникам, ответы раздавались в виде стуков по полу, стенам и потолку, чему миссис Меллен была свидетелем. Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду о Мэгги Фокс и ее способности общаться с духами? Наверное, нет, но факты говорят о том, что она могла продемонстрировать эти явления и доказать их подлинность в самых жестких условиях. Ее личная жизнь и ошибки, которые она совершала, останутся в тайне между ней и Создателем, и то же самое можно сказать о каждом из нас.