Еще об обличиях демонов. Цитаты.
Вообще, для осуществления своих коварных замыслов, дьявол должен быть «вселиким» (Роскофф, «История дьявола», 1869 г.). Представление об исключительной способности дьявола к всевозможным перевоплощениям выражено еще в апокрифической книге Еноха Впоследствии эта идея получила все более весомые подтверждения. При совершении обряда экзорцизма из средневековой литургии, дьявола называют «соблазнитель многими ликами зла». Эразм Франциск в трактате «Адский Протей или тысячеискуссный изобразитель» (1695 г.) называет дьявола «Протеем», «ахеронтским комедантом, который для высмеивания и совращения людей изображал то ту, то иную персону».
Практически всеми демонологами считается, что ни один демон не способен долго удерживаться в границах какого либо образа. Все личины, которые он может принять - недолговечны и через некоторое время если не растворяются полностью, то становятся качественно неполноценными. Скажем, у красавицы вырастут копыта или у благовоспитанного джентльмена из-под цилиндра покажутся рожки.
На некоторое время демоны способны принять даже вид ангелов света. Сомнительно, что их ангельский облик будет совершенен, но предстать виде блистающих светлых фигур, чтобы ввести в заблуждение праведника, что и случалось, - это им вполне по силам.
В других воплощениях, обычно, если он хочет стать личным демоном (фамилиаром),он принимает вид какого-нибудь мелкого животного, например, крысы, кота или совы, нетрудно узнать популярный наборчик из Гарри Поттера.
Способность к перевоплощениям дьявол использует, в основном, для совращения людей (аскету-монаху он предстает в виде соблазнительной красотки, верной жене, во время долгого вынужденного отсутствия мужа, в виде красавца- мужчины (об этом подробней, когда мы будем говорить о суккубах и инкубах). Вообще, первыми целями демонов являются монахи, священники и миряне, ведущие благочестивую жизнь. Но если такой номер не прокатывает, то демоны могут перейти и к откровенным запугиваниям человека. Демон может превратиться в то животное, насекомое или пресмыкающееся, которое наиболее отвратительно данному человеку. Может появиться и в своем истинном облике. «Он (демон), оказывается всегда грязным, вонючим и безобразным. Его нос неправильной формы, его глаза слишком глубоко посажены, на руках и на ногах у него когти, он хром на одну ногу (народное представление о хромоте в результате падения с неба – автор), голос его так глух, что словно бы исходит из пещеры или из бочки» (Геррес, «Христианская мистика», 1879 г.) Св. Гутлака дьяволы устрашают «большими головами, длинными шеями, тощими лицами с желтоватой кожей, нечесаными бородами, нахмуренными бровями, топорщамися ушами, дикими глазами, зловонным дыханием, резкими голосами, лошадиными зубами» («Житие Святого Гутлака», изд. Кембридж, 1956 г). В основном дьявол весь черный, редко весь красный.
А вот в византийской народной демонологии дьявол вообще лишен головы.
«Я глядела на его рот, когда он говорил, рот его был ужасен. Казалось, что изо рта у него исходит огромный столб пламени, весь прозрачный и не отбрасывающий тени. Он сказал мне страшным голосом, что пока я спаслась из его рук, но он меня еще схватит» («Житие Терезы Авильской, 16 век).
Демонолог Гихтель в «Практической теософии» (1772 г.) говорит, что он видел тело Сатаны и его слуг: они скрючены и полностью состоят из червей.
Большинство демонологов того времени признавали, что дьявол все-таки не способен полностью превратиться в человека. Копирование образа и подобия Божья, по которому создан человек, у демонов всегда неудачно. Цезарий Гейстербахский говорит, что дьявол, принимая человеческий облик, не имеет ни спины, ни зада, по этому он, боясь быть опознанным, старается сохранять фронтальную позицию к присутствующим («О чудесах», кн. 3, 1599 г.).
На вопрос об истинности облика дьявола, ответа еще не дал ни кто (разные его описания ведьмами при процессах о колдовстве мы разберем позднее).
С начала 18-го века дьявол вообще стал восприниматься как чистый дух зла. Невидимый, не способный принимать какие-либо плотские обличия, но способный вызывать галлюцинации и вводить людей в заблуждения относительно реальности.
В заключение приведем слова демонолога Де Ланкра, который считает, что сама природа дьявола и демонов чужда постоянству и отсутствие собственного облика отличает их от других тварей Божьих (Де Ланкр, «Картина непостоянства демонов», 1622 г.)
(Большинство цитат - из книги А.Е. Махова «Сад демонов», 1998 г.)