Эзотерический форум PRACTICALMAGIC
Эзотерический форум PRACTICALMAGIC
Эзотерический форум PRACTICALMAGIC
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ФОРУМ PRACTICALMAGIC
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Последние темы
» Лесное Рэйки
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyВт 19 Мар 2019, 12:03 автор Ashlesha IX

» СТРАННИКИ
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПт 06 Апр 2018, 18:51 автор okomaster

» Просмотр по фото наличия способностей
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПт 24 Ноя 2017, 20:56 автор Таис

» Лунные дни для черных работ
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПн 20 Ноя 2017, 16:17 автор ЭФА

» Некрономикон (Книга-Ключ)
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПн 20 Ноя 2017, 16:03 автор Марк

» Знаки порчи в раскладе ТАРО
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПн 20 Ноя 2017, 15:51 автор Марк

» Определение негатива на ТАРО
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПн 20 Ноя 2017, 15:47 автор Марк

» Магические воздействия на ТАРО
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПн 20 Ноя 2017, 15:45 автор Марк

» Выбор колоды ТАРО
Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyПн 20 Ноя 2017, 15:43 автор Марк

Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)
Самые активные пользователи
Таис
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
Admin
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
Кентерберийский Волчонок
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
Loki
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
Black Kitten
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
маруся
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
КИПРИАДА
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
angelochek
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
Dr. Necro
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
ЭФА
Дед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_lcapДед Мороз в святочных обрядах славян I_voting_barДед Мороз в святочных обрядах славян I_vote_rcap 
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 23, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 23 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (360) здесь было Ср 02 Авг 2017, 03:25
Мы ВКонтакте
зоотовары-24.рф
зоотовары-24.рф

 

 Дед Мороз в святочных обрядах славян

Перейти вниз 
АвторСообщение
маруся

маруся


Сообщения : 144
Дата регистрации : 2012-08-23

Дед Мороз в святочных обрядах славян Empty
СообщениеТема: Дед Мороз в святочных обрядах славян   Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyЧт 24 Ноя 2016, 11:21

Дед Мороз в святочных обрядах славян.
В святочных обрядах славян можно встретить зазывание Мороза за рождественскую трапезу. Исследователи, изучавшие эту традицию, склонны относить ее к отголоскам древних языческих культов предков.
Так, в Мозырском Полесье "на коляду" (Рождество), когда подавали на стол кутью, то хозяин, <зачерпнувши першую ложку постукауши кулаком у сцену, скаже: "Мороз, мороз, ходзи куцци есьци! Штоб ты не моpoзиy ячменю, пшаницы, гороху, сочевицы, проса и гречки и усяго, што мне Бог судзиць посеяць" (Шейн, 1887).
Наиболее типичной формой такого "кормления мороза" в Белоруссии было выкладывание кутьи за окно. В Ковельской губ. прежде, чем приняться за пищу, "хозяин берет ложку куцьи и подчует ею мороз: "Мороз, мороз! ходзи куцыо есьць. Ня морозй моих коровык, овечык, свинык, гульбички", - и с этими словами выливает ложку за окно. Затем хозяйка берет другую ложку с кутьей и выливает ее на стол со словами "штобы курычки были кладки". В Витебской губ. "на коляду прежде всего едят кутью в воспоминшше и чествование умерших. Как только съедят несколько ложек кутьи, хозяин зовет "мороз", для которого кладет ложку кутьи на окно: "Мороз, мороз! поди к нам кутью есть, зимой приходи, а летом не ходзи, под гнилой колодой лежи, нашего хлеба не морозй: ни гороху, ни овса, ни жита!"" (Шейн, 1874).
П. П. Чубинский, описывая обычаи сочельника в Заславском уезде, отмечает, что хозяин с ложкой кутьи подходил к окну или выходил во двор и говорил: "Морозе, морозе, ходи до нас кути исти, а коли не идешь, то не иди и на жито, пшеницю и всяку пашницю". Такое же приглашение делали во время ужина накануне Крещения в Полтавской губ.: старший в семействе, отворив окно, подносил к нему миску с кутьей и говорил: "Морозе, морозе, иди до нас кут! ести!" Повторив этот призыв три раза и обождав немного, продолжал: "Нейдешь? Нейди ж ни на жито, ни на пшеницю, ни на всяку пашницю!".
Интересное описание и толкование этого обычая в белорусском Полесье сделала И. Эремич: "Без кутьи не бывает на Полесьи ни похорон, ни поминок. Вот почему, кушая ее и в другие дни, вспоминают умерших сродников и желают им царствия небесного. . . Но так как в числе близких к нам покойников чаще всего бывают наши деды, то и кутья - особенно перед Рождеством Христовым - везде почти на Полесье называется "дзедами". Их-то особенно полешуки и приглашают на кутью, - они кричат сквозь окно: "дзеды, дзеды! хадзице куцью есци. . ." и сердечно убеждены, что кутья, поставленная на печи или на подоконнике, съедена ими, а не кем-то другим. . . Кроме дедов, полешуки еще приглашают на кутью и "мороз". Они делают к нему такое же воззвание, как и к дедам".
В Брестской обл. старики говорили, что у них на календарные поминки умерших специальными формулами к столу не приглашали, а только - на кутью перед Рождеством, так как "вечере, говоряць, мертвецы приходяць. . . и на Шчэдрэц, и на Новый год. . .".
Во Владимирской губ. в сочельник прежде чем начать есть кисель за ужином, хозяин выкликал: "Коляда! коляда! Отворяй ворота! Мороз, мороз! Не бей наш овес, лен да конопий как хочешь колоти!".
По свидетельству В. Н. Добровольского, в Рязанской губ. кликалыцики овсеня при обходе изображали из себя "мороза", они обращались к хозяину дома со словами: "Подай-ка чарочку, а но поднесешь чарочку, я преподнесу тебе палочку: я-мороз и помолочу твой овес!" Хозяин на это говорил: "Ой мороз, мороз, на тебе чарочку, ты не трожь мой овес, гречиху да рожь, а лен, канапий - как хочешь молоти!" (Добровольский, 1901).
Вместо "мороза" в такой же обрядовой обстановке приглашали на ужин зверей, планетников, колдунов, градовую тучу и т. д. карпатские гуцулы.
Вернуться к началу Перейти вниз
маруся

маруся


Сообщения : 144
Дата регистрации : 2012-08-23

Дед Мороз в святочных обрядах славян Empty
СообщениеТема: Re: Дед Мороз в святочных обрядах славян   Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyЧт 24 Ноя 2016, 11:43

Дед Мороз - Карачун

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян - бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун - это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун - злой дух (корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника - Рождества (в Закарпатье крачун - рождественский пирог). Также, Карачун - название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).
День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун - божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
Вернуться к началу Перейти вниз
маруся

маруся


Сообщения : 144
Дата регистрации : 2012-08-23

Дед Мороз в святочных обрядах славян Empty
СообщениеТема: Re: Дед Мороз в святочных обрядах славян   Дед Мороз в святочных обрядах славян EmptyЧт 24 Ноя 2016, 12:04

Самая длинная ночь в году. Чтим Карачуна –Морозея(Морозко).
Настоящий новый год который наши предки отмечали в день зимнего солнцестояния начинается в ночь с 22 на 23 декабря. Это самый короткий день в году и самая длинная ночь. Справляем именины Карачуна /Морозея.
В этом году на 20 декабря приходится Новолуние, который совпадает с Днем обращения к предкам. Посему выстилаем скатерки с угощением предкам, получаем защиту от наших предков-знатков ( колдунов, ведьм). 

Что творят колдуны: остуды, дороги закрывают, конкурентам дела перекрывают, да силу ломают. В самую темную ночь, хороним дурную судьбу, просим мертвых забрать все худое, скидываем беду-лихоманку. Хороши стяжи через Морозея на здоровье и крепость духа. Для этого в полночь , коли мороз крепок идут в лес на перекресток, скидывают одежду и приветствуют Силу Морозную, да ярятся пред Морозкой. А угощением ставят ему водки прозрачной как слеза да красных как огонь яблок. А в современных условиях – апельсины и мандарины. 
Карачун Морозей, владыка стылой земли, мертвого царства, повелевающий морозами. В ночь безпроглядную царственно шествует по своим владениям . Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть КарачунВ великорусских говорах (Симбирской губернии) корочун значит злой дух, чёрт, смерть. С ним связывались с поминанием мёртвых, с культом предков. в Новгородской летописи рассказывается: «Стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9). Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа, так же стали отдельно обращаться к его менее грозной ипостаси Деду Морозею, Морозко, который представлялся как е старик с длинной седой бородою. Снежные облака — его волосы. Сосульки — его слезы по замерзшим от его прикосновения, иней - его замерзшие слова.. Его свита -медведи- бураны( медведи-шатуны), и метели-волки и также души замерзших людей . Медведь в берлоге на солнцеворот переворачивается с одного бока на другой – значит Зима ополовинилась. Мароссы (трескуны) , и шеликуны в остороконечных шапках ( поземки)— черти, злое племя, служащее у Мороза-Карачуна. Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками. Посох его ледяной смертелен. Кого посохом коснется – уснет навек и превратится в служку Карачуна. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет. Его дыхание производит сильную стужу. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце свою теряет пред ним.
Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.

Дед Мороз – это владыка мира Предков. Само имя говорит о связи с миром умерших. Умереть – значит «остыть», «околеть», т.е. замерзнуть.
Дед – означает дух Предка. К живым дедушкам обращались «дедко»/«дядко». Мороз несет с собой холод и тьму, он владыка ночи и ее атрибутов - мрак, звёзды, Луна (Солнце мертвых). Он хозяин природы и повелитель воды, которую зимой можно видеть во всех проявлениях – снег, лед, иней, пар, вода. Богатство Мороза – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано с чистотой, холодом, слезами, лунным светом и магией.
Есть версия, что настоящее имя руского Деда – Мароз, супруг Богини Мары (Богиня Зимы и Смерти). По другой версии Мороз – это сын Велеса и Мары, зимняя ипостась Велеса. Может принимать любые формы.

Святки

Восточные славяне большое внимание уделяли культу предков, поэтому главным зимним праздником были Святки (святые дни) – время поминания умерших, но не с траурным песнопением, а с веселыми гуляньями, колядками, гаданием. В домах готовили поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины, овсяный кисель), ставили на стол дополнительные приборы по числу умерших в этом году, или одну общую в память обо всех родичах. Число блюд должно быть нечетным. Отдельно приглашали на трапезу Деда Мороза.

РяженыеНачинаются Святки в период зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз». Считается, что в эти 12 дней ворота между Навью и Явью открыты и наш мир посещают духи умерших. По домам ходили ряженые в масках (лат. masca – призрак), колядками славили хозяев дома и желали благополучия, а те в ответ угощали ряженых - как бы задабривая духов за их заботу над живыми.

В компании колядующих всегда был «старшой» - Дед, которому запрещалось говорить, он олицетворял самого древнего и грозного духа, возможно, это и есть Дед Мороз – владыка потустороннего мира, одним дыханием может заморозить. По истечении срока духи вновь возвращаются в свой мир, но пока они в нашем мире, люди обычно ГАдали. 

Кликанье Мороза

МорозВ святочный период и Чистый четверг славяне задабривали Деда Мороза, приглашали на трапезу, чтобы зима была снежной и морозной. «Рождественские» и «крещенские» морозы славяне связывали с будущим хорошим урожаем, и в тоже время просили «не убить ни льна, ни конопли, ни овса», не приходить летом.

Обряд кликанья (или кормления) Мороза совершал старший в доме. Выносили в определенное время и место угощения (кутью, блины, овсяный кисель) и приглашали Деда Мороза на трапезу:

Дед-Мороз, Дед-Мороз! 
Приходи блины есть и кутью! 
А летом не ходи, огурцы не съедай, 
Росу не убивай и ребятишек не гоняй.
Из книги «Песни Псковской земли»
Мороз, Мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
Зернова А.Б.

Если обряд «кликанья Мороза» совершали до трапезы, то выносили первую ложку кутьи и киселя, если по окончании – то остатки ритуального блюда.

Руский Дед Мороз

Студенец Руский Дед Мороз скорее противоположен советскому Деду Морозу - он не злой, но и не добренький дедушка с мешком подарков; подарки дарит не он, а наоборот ему.

В руских сказках прозвище Мороза «Трескунец», «Студенец» или просто Дед. Издавна славяне почитают Мороз, как природную стихию, снегами и метелями укрывающую природу от стужи, и представляют его разносторонним персонажем - в образе огромного получеловека-полустихии или невысоким старичком с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. В любом случае Мороз предстает как хозяин природы, который наделен губительной силой, но в тоже время, зная о ней, заботится о живых существах.

Не любит Дед Мороз тех, кто жалуется на зиму и холод, бодрым же и веселым дарует телесную крепость. Может трескучими морозами сковать реки льдом и подарить множество зимних увеселений, может заморозить и наоборот щедро одарить, все зависит от духовной и телесной стойкости самого человека. Если сравнивать Мороз с Велесом, он также учит людей преодолевать трудности и ценить счастье.

В XIX веке на основе фольклорного и обрядового Мороза появилась сказка «Мороз Иванович» – это седой-седой старик, «как тряхнет головой – от волос иней сыпется, духом дохнет – валит густой пар». Живет Мороз в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Никаких подарков к какой-то определенной дате он не делает, но за хорошо выполненную работу может щедро вознаградить.

Поэма «Мороз, Красный нос»
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам – хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Некрасов Н.А. (1821-1878) – русский поэт

В ХХ веке все перевернули с ног на голову. Главным зимним праздником стал Новый год и ёлка. Дед Мороз должен ходить по домам и дарить подарки, а об умерших вообще не вспоминают.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Дед Мороз в святочных обрядах славян
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Эзотерический форум PRACTICALMAGIC :: Свободное общение :: Говорим обо всем-
Перейти: