Эзотерический форум PRACTICALMAGIC


ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ФОРУМ PRACTICALMAGIC
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Последние темы
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)
Самые активные пользователи
Таис
 
Admin
 
Кентерберийский Волчонок
 
Loki
 
Black Kitten
 
маруся
 
КИПРИАДА
 
angelochek
 
Dr. Necro
 
ЭФА
 
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 9, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 0 и гостей: 8

Таис

Больше всего посетителей (360) здесь было Ср 02 Авг 2017, 03:25
Мы ВКонтакте
зоотовары-24.рф
зоотовары-24.рф

Поделиться | 
 

 Дед Мороз в святочных обрядах славян

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
маруся

avatar

Сообщения : 145
Дата регистрации : 2012-08-23

СообщениеТема: Дед Мороз в святочных обрядах славян   Чт 24 Ноя 2016, 11:21

Дед Мороз в святочных обрядах славян.
В святочных обрядах славян можно встретить зазывание Мороза за рождественскую трапезу. Исследователи, изучавшие эту традицию, склонны относить ее к отголоскам древних языческих культов предков.
Так, в Мозырском Полесье "на коляду" (Рождество), когда подавали на стол кутью, то хозяин, <зачерпнувши першую ложку постукауши кулаком у сцену, скаже: "Мороз, мороз, ходзи куцци есьци! Штоб ты не моpoзиy ячменю, пшаницы, гороху, сочевицы, проса и гречки и усяго, што мне Бог судзиць посеяць" (Шейн, 1887).
Наиболее типичной формой такого "кормления мороза" в Белоруссии было выкладывание кутьи за окно. В Ковельской губ. прежде, чем приняться за пищу, "хозяин берет ложку куцьи и подчует ею мороз: "Мороз, мороз! ходзи куцыо есьць. Ня морозй моих коровык, овечык, свинык, гульбички", - и с этими словами выливает ложку за окно. Затем хозяйка берет другую ложку с кутьей и выливает ее на стол со словами "штобы курычки были кладки". В Витебской губ. "на коляду прежде всего едят кутью в воспоминшше и чествование умерших. Как только съедят несколько ложек кутьи, хозяин зовет "мороз", для которого кладет ложку кутьи на окно: "Мороз, мороз! поди к нам кутью есть, зимой приходи, а летом не ходзи, под гнилой колодой лежи, нашего хлеба не морозй: ни гороху, ни овса, ни жита!"" (Шейн, 1874).
П. П. Чубинский, описывая обычаи сочельника в Заславском уезде, отмечает, что хозяин с ложкой кутьи подходил к окну или выходил во двор и говорил: "Морозе, морозе, ходи до нас кути исти, а коли не идешь, то не иди и на жито, пшеницю и всяку пашницю". Такое же приглашение делали во время ужина накануне Крещения в Полтавской губ.: старший в семействе, отворив окно, подносил к нему миску с кутьей и говорил: "Морозе, морозе, иди до нас кут! ести!" Повторив этот призыв три раза и обождав немного, продолжал: "Нейдешь? Нейди ж ни на жито, ни на пшеницю, ни на всяку пашницю!".
Интересное описание и толкование этого обычая в белорусском Полесье сделала И. Эремич: "Без кутьи не бывает на Полесьи ни похорон, ни поминок. Вот почему, кушая ее и в другие дни, вспоминают умерших сродников и желают им царствия небесного. . . Но так как в числе близких к нам покойников чаще всего бывают наши деды, то и кутья - особенно перед Рождеством Христовым - везде почти на Полесье называется "дзедами". Их-то особенно полешуки и приглашают на кутью, - они кричат сквозь окно: "дзеды, дзеды! хадзице куцью есци. . ." и сердечно убеждены, что кутья, поставленная на печи или на подоконнике, съедена ими, а не кем-то другим. . . Кроме дедов, полешуки еще приглашают на кутью и "мороз". Они делают к нему такое же воззвание, как и к дедам".
В Брестской обл. старики говорили, что у них на календарные поминки умерших специальными формулами к столу не приглашали, а только - на кутью перед Рождеством, так как "вечере, говоряць, мертвецы приходяць. . . и на Шчэдрэц, и на Новый год. . .".
Во Владимирской губ. в сочельник прежде чем начать есть кисель за ужином, хозяин выкликал: "Коляда! коляда! Отворяй ворота! Мороз, мороз! Не бей наш овес, лен да конопий как хочешь колоти!".
По свидетельству В. Н. Добровольского, в Рязанской губ. кликалыцики овсеня при обходе изображали из себя "мороза", они обращались к хозяину дома со словами: "Подай-ка чарочку, а но поднесешь чарочку, я преподнесу тебе палочку: я-мороз и помолочу твой овес!" Хозяин на это говорил: "Ой мороз, мороз, на тебе чарочку, ты не трожь мой овес, гречиху да рожь, а лен, канапий - как хочешь молоти!" (Добровольский, 1901).
Вместо "мороза" в такой же обрядовой обстановке приглашали на ужин зверей, планетников, колдунов, градовую тучу и т. д. карпатские гуцулы.
Вернуться к началу Перейти вниз
маруся

avatar

Сообщения : 145
Дата регистрации : 2012-08-23

СообщениеТема: Re: Дед Мороз в святочных обрядах славян   Чт 24 Ноя 2016, 11:43

Дед Мороз - Карачун

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян - бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун - это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун - злой дух (корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника - Рождества (в Закарпатье крачун - рождественский пирог). Также, Карачун - название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).
День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун - божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
Вернуться к началу Перейти вниз
маруся

avatar

Сообщения : 145
Дата регистрации : 2012-08-23

СообщениеТема: Re: Дед Мороз в святочных обрядах славян   Чт 24 Ноя 2016, 12:04

Самая длинная ночь в году. Чтим Карачуна –Морозея(Морозко).
Настоящий новый год который наши предки отмечали в день зимнего солнцестояния начинается в ночь с 22 на 23 декабря. Это самый короткий день в году и самая длинная ночь. Справляем именины Карачуна /Морозея.
В этом году на 20 декабря приходится Новолуние, который совпадает с Днем обращения к предкам. Посему выстилаем скатерки с угощением предкам, получаем защиту от наших предков-знатков ( колдунов, ведьм). 

Что творят колдуны: остуды, дороги закрывают, конкурентам дела перекрывают, да силу ломают. В самую темную ночь, хороним дурную судьбу, просим мертвых забрать все худое, скидываем беду-лихоманку. Хороши стяжи через Морозея на здоровье и крепость духа. Для этого в полночь , коли мороз крепок идут в лес на перекресток, скидывают одежду и приветствуют Силу Морозную, да ярятся пред Морозкой. А угощением ставят ему водки прозрачной как слеза да красных как огонь яблок. А в современных условиях – апельсины и мандарины. 
Карачун Морозей, владыка стылой земли, мертвого царства, повелевающий морозами. В ночь безпроглядную царственно шествует по своим владениям . Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть КарачунВ великорусских говорах (Симбирской губернии) корочун значит злой дух, чёрт, смерть. С ним связывались с поминанием мёртвых, с культом предков. в Новгородской летописи рассказывается: «Стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9). Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа, так же стали отдельно обращаться к его менее грозной ипостаси Деду Морозею, Морозко, который представлялся как е старик с длинной седой бородою. Снежные облака — его волосы. Сосульки — его слезы по замерзшим от его прикосновения, иней - его замерзшие слова.. Его свита -медведи- бураны( медведи-шатуны), и метели-волки и также души замерзших людей . Медведь в берлоге на солнцеворот переворачивается с одного бока на другой – значит Зима ополовинилась. Мароссы (трескуны) , и шеликуны в остороконечных шапках ( поземки)— черти, злое племя, служащее у Мороза-Карачуна. Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками. Посох его ледяной смертелен. Кого посохом коснется – уснет навек и превратится в служку Карачуна. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет. Его дыхание производит сильную стужу. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце свою теряет пред ним.
Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.

Дед Мороз – это владыка мира Предков. Само имя говорит о связи с миром умерших. Умереть – значит «остыть», «околеть», т.е. замерзнуть.
Дед – означает дух Предка. К живым дедушкам обращались «дедко»/«дядко». Мороз несет с собой холод и тьму, он владыка ночи и ее атрибутов - мрак, звёзды, Луна (Солнце мертвых). Он хозяин природы и повелитель воды, которую зимой можно видеть во всех проявлениях – снег, лед, иней, пар, вода. Богатство Мороза – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано с чистотой, холодом, слезами, лунным светом и магией.
Есть версия, что настоящее имя руского Деда – Мароз, супруг Богини Мары (Богиня Зимы и Смерти). По другой версии Мороз – это сын Велеса и Мары, зимняя ипостась Велеса. Может принимать любые формы.

Святки

Восточные славяне большое внимание уделяли культу предков, поэтому главным зимним праздником были Святки (святые дни) – время поминания умерших, но не с траурным песнопением, а с веселыми гуляньями, колядками, гаданием. В домах готовили поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины, овсяный кисель), ставили на стол дополнительные приборы по числу умерших в этом году, или одну общую в память обо всех родичах. Число блюд должно быть нечетным. Отдельно приглашали на трапезу Деда Мороза.

РяженыеНачинаются Святки в период зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз». Считается, что в эти 12 дней ворота между Навью и Явью открыты и наш мир посещают духи умерших. По домам ходили ряженые в масках (лат. masca – призрак), колядками славили хозяев дома и желали благополучия, а те в ответ угощали ряженых - как бы задабривая духов за их заботу над живыми.

В компании колядующих всегда был «старшой» - Дед, которому запрещалось говорить, он олицетворял самого древнего и грозного духа, возможно, это и есть Дед Мороз – владыка потустороннего мира, одним дыханием может заморозить. По истечении срока духи вновь возвращаются в свой мир, но пока они в нашем мире, люди обычно ГАдали. 

Кликанье Мороза

МорозВ святочный период и Чистый четверг славяне задабривали Деда Мороза, приглашали на трапезу, чтобы зима была снежной и морозной. «Рождественские» и «крещенские» морозы славяне связывали с будущим хорошим урожаем, и в тоже время просили «не убить ни льна, ни конопли, ни овса», не приходить летом.

Обряд кликанья (или кормления) Мороза совершал старший в доме. Выносили в определенное время и место угощения (кутью, блины, овсяный кисель) и приглашали Деда Мороза на трапезу:

Дед-Мороз, Дед-Мороз! 
Приходи блины есть и кутью! 
А летом не ходи, огурцы не съедай, 
Росу не убивай и ребятишек не гоняй.
Из книги «Песни Псковской земли»
Мороз, Мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
Зернова А.Б.

Если обряд «кликанья Мороза» совершали до трапезы, то выносили первую ложку кутьи и киселя, если по окончании – то остатки ритуального блюда.

Руский Дед Мороз

Студенец Руский Дед Мороз скорее противоположен советскому Деду Морозу - он не злой, но и не добренький дедушка с мешком подарков; подарки дарит не он, а наоборот ему.

В руских сказках прозвище Мороза «Трескунец», «Студенец» или просто Дед. Издавна славяне почитают Мороз, как природную стихию, снегами и метелями укрывающую природу от стужи, и представляют его разносторонним персонажем - в образе огромного получеловека-полустихии или невысоким старичком с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. В любом случае Мороз предстает как хозяин природы, который наделен губительной силой, но в тоже время, зная о ней, заботится о живых существах.

Не любит Дед Мороз тех, кто жалуется на зиму и холод, бодрым же и веселым дарует телесную крепость. Может трескучими морозами сковать реки льдом и подарить множество зимних увеселений, может заморозить и наоборот щедро одарить, все зависит от духовной и телесной стойкости самого человека. Если сравнивать Мороз с Велесом, он также учит людей преодолевать трудности и ценить счастье.

В XIX веке на основе фольклорного и обрядового Мороза появилась сказка «Мороз Иванович» – это седой-седой старик, «как тряхнет головой – от волос иней сыпется, духом дохнет – валит густой пар». Живет Мороз в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Никаких подарков к какой-то определенной дате он не делает, но за хорошо выполненную работу может щедро вознаградить.

Поэма «Мороз, Красный нос»
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам – хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Некрасов Н.А. (1821-1878) – русский поэт

В ХХ веке все перевернули с ног на голову. Главным зимним праздником стал Новый год и ёлка. Дед Мороз должен ходить по домам и дарить подарки, а об умерших вообще не вспоминают.
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Дед Мороз в святочных обрядах славян   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Дед Мороз в святочных обрядах славян
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Эзотерический форум PRACTICALMAGIC :: Свободное общение :: Говорим обо всем-
Перейти: